Конспект урока по русской литературе в 8 классе «Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Расстояния: версты, мили…»



Вы находитесь здесь: Главная » 8 класс — конспекты уроков, Разработки, конспекты уроков » Конспект урока по русской литературе в 8 классе «Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Расстояния: версты, мили…»

Конспект урока по русской литературе в 8 классе «Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Расстояния: версты, мили…»

Марина Цветаева урок конспект учитель русская литература

Тема урока русской литературы: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Расстояния: версты, мили…» (Восприятие, истолкование, оценка), 1 час.
Тип урока русской литературы в 8 классе: урок-практикум (анализ текста).
Класс: 8 класс

ЦЕЛИ УРОКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: совершенствование навыков анализа лирического произведения.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу; развитие эстетики чувств; развитие навыков исследовательской деятельности.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: умственное воспитание; нравственное воспитание (осознание приоритета общечеловеческих ценностей); эстетическое воспитание (оценка прекрасного в жизни и в искусстве).

Задачи урока русской литературы:
• сформировать новые знания о художественных особенностях текста;
• воспитывать нравственную личность; развивать креативные способности учащихся;
• увидеть в процессе урока, что ребятами усвоено удачно, хорошо, где знания стали уже умениями и навыками.

Оборудование для проведения открытого урока по русской литературе в 8 классе:  доска, тетради, учебники, текст стихотворения.

Виды работы на уроке русской литературы: индивидуальная, коллективная.

Методы и приёмы, используемые на уроке русской литературы в 8 классе: эвристическая беседа, приём анализа, сообщения учащихся.

Ход урока русской литературы
Учебная ситуация Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Слово учителя.

2. Введение в суть проблемы; объяснение сущности работы на уроке.

3. Сообщение учащегося

— комментарии к сообщению

4. Работа с текстом:

-Чтение

— Вступительная беседа по тексту, первичное восприятие;

-Беседа по вопросам.

-Чтение выборочное;

-Беседа по тексту.

5. Подведение итогов

6. Д/З

Википедия. Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892[2], Москва — 31 августа 1941, Елабуга) — русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века.

Мы продолжаем изучать творчество МЦ. Цель занятия сегодня вполне конкретна: мы остановимся на одном стихотворение эмигрантского периода творчества этого поэта. Это стихотворение «Расстояние: версты, мили…». Но прежде чем мы приступим, послушаем сообщение о Марине Ивановне в эмиграции, то есть, условно говоря, «после России». Вслед за отвечающим, фиксируем важные моменты в тетради:
• 1922 – эмиграция (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 — Париж);
• нехватка денег, бытовая неустроенность, непростые отношениями с русской эмиграцией, возрастающая враждебность критики.
• произведения эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.)
• 1939 – возвращение на родину: расстрел мужа, арест дочери;
• 1941 – самоубийство
Поэт более чем трагической судьбы. В свете всего услышанного теперь обратимся к анализируемому стихотворению «Расстояние: версты, мили…». Стихотворение было написано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Читаем текст. «Расстояния: версты, мили…»
Как вы можете ответить на вопрос: о чем это стихотворение? Его главная мысль? Докажите. Поэтов связывала друг с другом многолетняя переписка и дружба.

Вдумайтесь: Какое настроение передает стихотворение?
Как видим, интонации более чем характерные для зрелой Цветаевой.
Какой вам кажется лирическая героиня? Что вы можете сказать о ней? Охарактеризуйте.
Противоречие внутреннее и противоречие с миром – основные черты творческого мира поэта; неуспокоенность, несогласие с мирскими радостями, стремление к другим далям – основа ее поэтики, поэтому на случайно текст воспринимается как протест против условностей, прежде всего пространственных.
Зачитаем строки.

В приведенных строках какая часть речи доминирует? Почему?

Что здесь бросается в глаза с точки зрения звуковой организации?

Как создается образ того пространства, которое разъединило двух близких людей?

Что можно сказать о строфике стихотворения, его структурной организации?

Сложно ли читать текст?
Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателя. Пауза смещена, поэтому стихотворение «спотыкается». Строка рвется, единица речи – слово, слог, не фраза, границы предложений и строк не совпадают.

Какие образы характеризуют душевное состояние героев?

В чем особенность фразы – «не рассОрили – рассорИли»?

Что обращает ваше внимание в первых двух строках? С какой целью, как вы думаете?

Какую часть слова образует это «рас»?
Приведите примеры других слов из этого текста с этой приставкой.

Подведем итоги: какие темы, характерные для эмигрантского периода, обнаруживаем в этом тексте? Как это связано с жизнью поэта за границей?

 

Д/З: выучить стихотворение «Расстояние: версты, мили..», нарисовать или подобрать иллюстрацию к данному тексту, объяснить свой выбор. Слушают, записывают число, тему урока.

Один ученик выступает с сообщением (10 минут): М. Цветаева в эмиграции.

Остальные – под запись важные даты, события.

Один из учеников читает текст.

Стихотворение о разлуке. Повтор слов, указывающих именно на расстояние разъединяющее героев (Цветаева – в Чехии, Пастернак – в России).
Отчаяние, тоска, надрыв.

Лирическая героиня, характерная для поэзии Цветаевой: порыв; вызов; борьба – основные ее качества.

«Расстояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Расстояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков…
Не расстроили — растеряли…
Рассовали нас, как сирот.
Разбили нас — как колоду карт!»
(глагол в прошедшем времени: прошлое как потеря, разлука)
[р] – резкий, разъединяющий.

Слова «расстояние», «версты», «мили», «дали»
Стихотворение неравномерно членится на строфы: двустишия, четверостишия фиксируют нервное напряжение героини, отчаяние ее.
Да, в тексте много пауз, тире.
Орлы-заговорщики, сироты, колода карт, разведенные руки, стена, ров. Все подчеркивает разлуку, отчаяние.
Единое написание, но разное звучание (разная постановка ударения). Омографы.
Слова «расстояние», «расставили», «рассадили» графически разделены: усиливает ощущение разъединения.
Приставка
(расставили, рассадили, расклеили)
Тоска по родине, разлука двух близких людей, одиночество. Связано с общей неустроенностью цветаевской эмигрантской жизни, непризнанием среди того литературного круга.
Запись д/з.

Список использованной литературы:
1. Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.
2. Разумовская М. Марина Цветаева. Мифы и действительность. М.,1994.
3. Саакянц Анна “Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910-1922) “ –М., 1986.
4. Цветаева А. Воспоминания. М., 1983.
5. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. – М., 1992

Видео Цветаева М. И. «Рас-стояние: версты, мили…»

Похожие конспекты и разработки уроков по русской литературе

Разработка "Конспект урока по русской литературе в 8 классе «Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Расстояния: версты, мили…»" опубликована в рубрике 8 класс — конспекты уроков, Разработки, конспекты уроков в Вторник, Июнь 24th, 2014 в 10:09.   К записи добавлены такие ключевые слова конспекта(разработки) урока: , , , , , , , , , , , ,   Разработку урока, планирование, конспект добавил: Учитель русской литературы

К записи добавлено: Нет комментариев »

Оставить комментарий к "Конспект урока по русской литературе в 8 классе «Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Расстояния: версты, мили…»"

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии.