Разработка урока русской литературы по теме: Сопоставительный анализ русской волшебной сказки «Царевна — лягушка» и татарской волшебной сказки «Тан — батыр»



Вы находитесь здесь: Главная » 7 класс — конспекты уроков, Разработки, конспекты уроков » Разработка урока русской литературы по теме: Сопоставительный анализ русской волшебной сказки «Царевна — лягушка» и татарской волшебной сказки «Тан — батыр»

Разработка урока русской литературы по теме:  Сопоставительный анализ русской волшебной сказки «Царевна — лягушка» и татарской волшебной сказки «Тан — батыр».

лягушка конспект урок русская литература учитель

Цели разработки урока по русской литературе в 7 классе: 1.Систематизировать знания учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностямях построения волшебной сказки; сформировать навыки сопоставительного анализа текстов русских и татарских сказок.
2.Развивать навыки творческого мышления, воображения, выразительного чтения.
3.Воспитывать эстетические, нравственные качества, толерантное отношение к людям иных национальностей и иных конфессий, что должно способствовать расширению культурного кругозора учащихся.

Тип урока русской литературы в 7 классе: комбинированный.

Методы и приемы, используемые на уроке литературы в школе: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.

Наглядность и оборудование для проведения урока русской литературы в 7 классе: Сборники русских народных сказок, сборники татарских народных сказок, иллюстрации И.Билибина и В.Васнецова к русским народным сказкам.

Ход урока русской литературы в 7 классе

I. Орг. момент (знакомство с целями и задачами данного урока)

II. Фронтальный опрос на уроке русской литературы в 7 классе


Слово учителя русской литературы: Ребята, у нас сегодня необычный урок, так как он посвящен сравнительному анализу русской и татарской волшебной сказки. Но для начала вспомним материал, изученный на предыдущих уроках о сказке.
1. Что же такое сказка? (жанр устного народного творчества, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера).
2. Только ли народные сказочники создавали сказки? Какие сказки, созданные писателями вы помните? В отличие от народных сказки, написанные писателями, называют литературными или авторскими.
3. На какие три группы подразделяются сказки? (бытовые, волшебные, о животных).

Википедия. «Царевна-лягушка» — русская народная волшебная сказка. Сказки с подобным сюжетом известны также в некоторых европейских странах — например, в Италии и в Греции, а также у бурятов, башкир, татар. В сборнике «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева находится под номером 104. Персонаж этой сказки — прекрасная девушка, обычно обладающая познаниями в колдовстве (Василиса Премудрая) и принуждённая жить какое-то время в облике лягушки.

III. Аналитическая работа с текстами сказок
Теперь переходим к проверке домашнего задания, вы должны были дома прочитать татарскую волшебную сказку «Тан — батыр».
• Ребята, понравилась ли вам эта сказка? (сказка полюбилась необычностью повествования, чудесными превращениями и образом главного героя).
• Что отличает героя сказки Тан — батыра? (ребята говорят о силе и мужестве, несокрушимости Тан — батыра).
• Какой эпизод вам больше всего запомнился и понравился? (ребята по очереди высказываются).
После прослушивания фрагментов сказок «Тан — батыр» и «Царевна — лягушка» обращаем внимание на начало произведений. Перечитываем их.
• Какое выражение показалось вам знакомым? («В некотором царстве, в некотором государстве жил — был царь, и было у него три сына…» и «В давние — предавние времена жил, говорят, некий падишах…»).
• Как называется вступительная часть повествования в сказке? (зачин).
• Что мы узнаем в зачине? (в зачине указываются герои сказки, место и время действия).
• Кто из героев сказки «Царевна — лягушка предстает перед нами и каковы они? (учащиеся без труда называют царя, трех его сыновей, их жен, Василису Премудрую, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу).
• Кто представлен в татарской сказке «Тан — батыр»? (героями являются падишах, супружеская пара — родители троих сыновей Кич — батыра, Тен — батыра, Тан — батыра, див, три девицы, помогающие ему).
• Что сказано о месте действия в сказках? (место действия обозначается неконкретно — «в том городе», «В некотором царстве…»).

Слово учителя русской литературы: Здесь сказка как бы отделяет наш обычный реальный мир от волшебного, вымышленного, который представлен в сказке. С одной стороны, мир волшебной сказки во многом похож на наш реальный мир. Действие в начале происходит на широком отцовском дворе или в доме падишаха, доме бедных мужа и жены, показаны заботы и тревоги обычных людей. В то же время мир сказки отличается от реального: в нем действуют, кроме обычных людей, фантастические существа. Происходят волшебные события.
• Ребята, что следует в волшебной сказке после зачина? (возникновение какой — либо беды (завязка)).
• С какой беды начинается сказка «Тан — батыр»? (С неожиданного исчезновения трех падишаховых дочерей).
• А в сказке «Царевна–лягушка»? (сжигание Иваном — царевичем лягушечьей кожи и исчезновение Василисы Премудрой).
Вспомните следующий за завязкой эпизод волшебной сказки? ( отправка героя из дома в дорогу за похищенным).
• Почему отправился из дома Тан — батыр? ( Тан — батыр и его братья отпрашиваются у родителей и идут в путь — дорогу искать пропавших падишахов дочерей).
• А Иван — царевич? ( пошел искать Василису Премудрую в царство Кощея, «за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятое царство»).
• Кто похитил падишаховых дочерей? (див).
• Что за персонаж Див? ( мифологический персонаж, он живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой, под землей, обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен).
• Где начались испытания братьев — джигитов? (в темном лесу, где царствует Див).
• А где начались испытания героя в русской народной сказке? (Ивану — царевичу пришлось идти искать свою ненаглядную Василису Премудрую в царство Кощея Бессмертного).
• Кто является главным врагом Тан — батыра? (див).
• Каким вы его представляете? (он кровожаден, ненавидит людей, готов живьем сожрать джигита).
• Кто является прямым противником героя в русской сказке? (Кощей Бессмертный).
• Почему так тяжел поединок с Кощеем? ( он бессмертный, его смерть находится на конце иглы; игла — в яйце; яйцо — в утке; утка — в зайце; заяц — в ларце; а ларец — на вершине высокого дуба, а дуб в дремучем лесу живет).
• Кто выступает в качестве помощника в татарской сказке? ( Мышь, Белый козел).
• Вспомните, как они помогают Тан — батыру? ( мышь дает герою четыре полка мышиных солдат, которые выводят его по тропинке из глубокого подземного царства к дворцу дива, белый козел после победы Тан — батыра над дивом выносит его на белый свет).
• А кто является чудесным помощником в русской народной сказке? (старичок, Баба Яга, медведь, селезень, щука — рыба, клубочек с нитками).
• Почему все, кого встречал Иван — царевич на своем пути, помогали ему? (Иван — царевич добрый, он жалеет животных, птиц и рыб, отпускает их на волю, не убивает).
IV. Словарная работа.
Батыр — богатырь; джигит — парень, молодец; чукмар — палица; шайтан — дьявол; падишах — правитель; Каф — сказочная гора; сарай — дворец; хряпает об землю — ударяет; тягаться — мериться силами; Кеч — батыр — вечер; Тен — батыр — ночь; Тан — батыр — заря.
Красное крыльцо — главное, парадное крыльцо; не тужи — не печалься, не горюй; ниже плеч буйну голову повесил – низко опустил голову; боярский двор — от слова боярин (устар.) — богатый и знатный человек; диву дался — очень удивился; карета — большая закрытая четырехколесная повозка, в которой ездили богатые люди; кубок — большой красивый сосуд, из которого пили вино.
V. Продолжение сопоставительного анализа.

• Какова символика чисел в сказках? (в обеих сказках символичны числа три и семь: в семье у бедных родителей Тан — батыра — три сына, у царя – три царевича, младший Иван. Три раза Тан — батыр сражается с дивом, произнося одну и ту же фразу: «Дядя пусть твой тягается, а мы бороться будем». Три трудных задания царя: испечь хлеб, соткать ковер за одну ночь, станцевать на пиру — выполняет Царевна — лягушка для Ивана — царевича. Три дворца (медный, серебряный, золотой остаются после смерти дива, семь чугунных ворот должен сокрушить Тан — батыр, чтобы победить дива.
• Итак, ребята, есть ли общее в развитии сюжета сказок? (Учащиеся, глядя на схему «Путь героя волшебной сказки», называют повторяющиеся ситуации).
1. Нарушение запрета.
2. Задание царя (падишаха), трудные испытания героя:
а) достать царевну, добыть падишаховых дочерей;
б) привезти царевну, дочерей падишаха.
3. Выполнение этих заданий с помощью чудесного помощника.
4. Герою (героине) дается новый облик.
5. Царь (ложные герои) наказываются.
6. Воцарение героя.
• Сопоставьте общие черты в образах Василисы Премудрой и Тан — батыра.
1. Ум и находчивость героев.
2. Красота.
3. Доброта.
4. Ответственность за принятие решений.
5. Надежность.
6. Сила характера.
• Вспомните, как поступают с Тан — батыром старшие братья? (братья отсекают до колен ноги Тан — батыру и бросают его погибать в чужом царстве кровожадного дива).
• Какое наказание ожидает за это старших братьев? (Тан — батыр отпускает их на все четыре стороны, герой проявляет доброту и гуманность, прощает братьев)
• Ребята давайте обратим внимание на заключительный элемент композиции волшебной сказки — концовку, как заканчиваются прочитанные нами сказки? («И сию пору, говорят, живут они исправно да ладно» — в татарской народной сказке; «И жили они долго, дружно и счастливо» — в русской народной сказке.)
VI. Итоги и выводы урока русской литературы.
Ребята, проанализировав и сопоставив татарскую народную волшебную сказку «Тан — батыр» и русскую народную сказку «Царевна — лягушка», какие мы можем сделать выводы?
1. По композиции и системе персонажей русская и татарская сказки очень похожи.
2. Сходство обнаруживается в характере сказочного зачина, завязки и концовки сказочного текста.
3. В обеих сказках добро торжествует над злом.

VII. Домашнее задание по русской литературе в 7 классе: прочитать татарскую волшебную сказку «Таз — зять падишаха» и русскую сказку «Сивко-бурко», нарисовать иллюстрации к похожим сказочным эпизодам.

Видео «Что скрыто в русских сказках?»

Похожие конспекты и разработки уроков по русской литературе

Разработка "Разработка урока русской литературы по теме: Сопоставительный анализ русской волшебной сказки «Царевна — лягушка» и татарской волшебной сказки «Тан — батыр»" опубликована в рубрике 7 класс — конспекты уроков, Разработки, конспекты уроков в Суббота, Июль 19th, 2014 в 14:28.   К записи добавлены такие ключевые слова конспекта(разработки) урока: , , , , , , , , , ,   Разработку урока, планирование, конспект добавил: Учитель русской литературы

К записи добавлено: 1 Комментарий »

Один комментарий к методическому материалу “Разработка урока русской литературы по теме: Сопоставительный анализ русской волшебной сказки «Царевна — лягушка» и татарской волшебной сказки «Тан — батыр»”

  1. хомивна прокомментировал(а) этот методический материал по русской литературе:

    Дата комментария: Сентябрь 12th, 2014 at 14:09

    конмпект урока образ василисы премудрой в сказке царевнв-лягушка

Оставить комментарий к "Разработка урока русской литературы по теме: Сопоставительный анализ русской волшебной сказки «Царевна — лягушка» и татарской волшебной сказки «Тан — батыр»"

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии.