Тема урока по русской литературе в 8 классе: Жизнь и творчество А.Н.Островского



Вы находитесь здесь: Главная » 8 класс — конспекты уроков, Разработки, конспекты уроков » Тема урока по русской литературе в 8 классе: Жизнь и творчество А.Н.Островского

Тема конспекта урока по русской литературе в 8 классе: Жизнь и творчество А.Н.Островского

островский театр драматург конспект урока учитель

Тема конспекта урока по русской литературе в 8 классе: Жизнь и творчество А.Н.Островского.
Цель урока русской литературы в 8 классе: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества А.Н.Островского.
Метод открытого урока: беседа, рассказ учителя, сообщение учащегося.
Задачи открытого урока по русской литературе в 8 классе:

1) образовательная: познакомить учащихся с:
• хронологией жизни и творчества поэта;
• жанровым своеобразием драматургии А.Н.Островского;
• значением в мировой литературе;
2) развивающая:
• способствовать развитию навыков логического мышления;
• способствовать формированию навыков текстуального анализа;
• способствовать культуре чтения на уроках литературы;
3) воспитательная:
• способствовать формированию навыков дисциплины;
• способствовать формированию навыков слушания;
• привить чувство любви к родному языку на уроках русской литературы.

Ход урока русской литературы.


I Организационный момент.
1) Слово учителя русской литературы в школе.
2) Реализация домашнего задания.
II 1) Постановка проблемного вопроса:
В чем заключается жанровое своеобразие драматургии А.Н. Островского?
2) Выступление учащегося с докладом с последующей записью.

Википедия. Александр Николаевич Островский (31 марта [12 апреля] 1823 — 2 [14] июня 1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Островский Александр Николаевич
(1823-1886) — драматург, театральный деятель.
Родился 1823 году 31 марта – в Москве, в Замоскворечье – старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы, — в семье чиновника московских департаментов.
В 1840 году Островский окончил Первую Московскую гимназию с гуманитарным уклоном. В 1840-1843 гг. учился в Московском университете на юридическом факультете. Но еще в гимназии Островский увлекся литературным творчеством и оставил занятия юридическими дисциплинами.
В 1847 году Островский с успехом прочитал свою пьесу «Семейная картина», которую считал началом своей профессиональной деятельности. Следующую пьесу «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название «Банкрут» (1849) к постановке не разрешили, и автор был отдан под негласный надзор полиции. Триумф этой комедии как бы завершает первый, ранний, этап творчества (1847-1851) — проба сил, поиски своего пути.
Следующий период (1852-1854) характеризуется активным участием в кружке сотрудников журнала «Москвитянин». Островский пишет пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Википедия. «Не в свои сани не садись» (первоначально «От добра добра не ищут») — комедия в трёх действиях Александра Островского, написанная в 1852 году.
Впервые была опубликована в журнале «Москвитянин» за 1853 год и в том же году вышла отдельной книжкой.
6 октября 1852 года М. П. Погодин отметил в своем дневнике, что «прослушал» комедию в чтении самого драматурга, а 19 ноября Островский уведомлял Погодина, что «новая пиэса» уже отправлена в театральную цензуру.

Окончательно мировоззрение автора определяется в предреформенный период (1855-1860). Островский сближается с революционерами-демократами и пишет пьесы «В чужом пиру похмелье» (1855-1856), «Доходное место»(1856), «Воспитанница» (1858), «Гроза».
И последний, пореформенный период (1861-1886), отличается от предыдущих дробных периодов творчества своим единством, невозможностью выделить хронологически сменяющие друг друга этапы. Островского как художника волнуют вопросы о путях развития России, в поле зрения автора попадает все больше областей современной жизни.
Социально-бытовые темы из жизни купечества («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше») соседствуют с циклом пьес «из жизни захолустья» (бальзаминовская трилогия — «Праздничный сон до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») (1861), «Шутники» (1864), «Пучина» (1866), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)
Пьесы на исторические темы, сатирические комедии, уникальная «Снегурочка» и разрабатываемая в 70-80 гг. психологическая драма — это новые направления в творчестве известного русского драматурга.
Становление драмы было связано с поисками героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу, вызвать сочувствие зрителя, имея достойную цель. Но Островский не находил такого героя. Главные действующие лица его пьес были либо преуспевающие дельцы, либо пошлые, циничные прожигатели жизни, либо идеалисты, бессилие которых было очевидно Они не могли стать центром драматического действия, и тогда Островский выводит на первое место женщину, что акцентирует внимание зрителей на чувствах персонажа. А именно это является условием развития психологической драмы. Самой совершенной из них по праву считается «Бесприданница» (1879) Характер героини не изменяется в процессе драмы, а постепенно раскрывается перед зрителями. Такими же шедеврами являются пьесы «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882), «Без вины виноватые» (1884). Именно эти произведения заложили основу для дальнейшего развития драмы.
Создав целый репертуар, Островский перевел еще двадцать две пьесы («Усмирение своенравной» Шекспира, «Кофейная» Гольдони, интермедии Сервантеса и многие другие).
Островский занимает особое место в русской культуре — уже при жизни он был признан основоположником национального театра. Новая публика, которая сменила дворянскую первой половины XIX века, хотела видеть на сцене свою жизнь. Такие пьесы писал для них Островский. Он описывал жизнь героев глазами тех, кто трудится. Критерием оценки для Островского служили идеалы народной нравственности.
Почти пятьдесят пьес было написано великим драматургом, многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье, за что Островского называли летописцем этой жизни, «Колумбом Замоскворечья». Но значение его комедий быстро переросло рамки правдивого бытоописания, потому что за лицами персонажей возникали типы, а за бытовыми картинами — социальные явления. Александр Николаевич Островский стал наследником русского реализма, реализма Гоголя.
III. Слово учителя.
1. Жанровое своеобразие драматургии А.Н. Островского.
Своеобразие драматургии Островского, ее новаторство особенно отчетливо проявляется в типизации. Если идеи, темы и сюжеты раскрывают оригинальность и новаторство содержания драматургии Островского, то принципы типизации характеров касаются уже и ее художественной изобразительности, ее формы.
A. H. Островского, продолжавшего и развивавшего реалистические традиции западно-европейской и отечественной драматургии, привлекали, как правило, не исключительные личности, а обычные, рядовые социальные характеры большей или меньшей типичности.
Почти любой персонаж Островского своеобразен. При этом индивидуальное в его пьесах не противоречит социальному.
Индивидуализируя своих персонажей, драматург обнаруживает дар глубочайшего проникновения в их психологический мир. Многие эпизоды пьес Островского являются шедеврами реалистического изображения человеческой психологии.
“Островский, — справедливо писал Добролюбов, — умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмутительных по содержанию, но внешнею, официальною стороною дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону”. В умении “подмечать натуру, проникать в глубь души человека, уловлять его чувства, независимо от изображения его внешних официальных отношений”. Добролюбов признавал одно из главных и лучших свойств таланта Островского.
В работе над характерами Островский непрестанно совершенствовал приемы своего психологического мастерства, расширяя круг используемых красок, усложняя расцветку образов. В самом первом его произведении перед нами яркие, но более или менее однолинейные характеры действующих лиц. Дальнейшие произведения представляют примеры более углубленного и усложненного раскрытия человеческих образов.
2. Школа Островского.
В отечественной драматургии совершенно закономерно обозначается школа Островского. В нее входят И. Ф. Горбунов, А. Красовский, А. Ф. Писемский, А. А. Потехин, И. Е. Чернышев, М. П. Садовский, Н. Я. Соловьев, П. М. Невежин, И. А. Купчинский. Учась у Островского, И. Ф. Горбунов создал замечательные сцены из мещанско-купеческого и ремесленного быта. Следуя за Островским, А. А. Потехин раскрывал в своих пьесах оскудение дворянства (“Новейший оракул”), хищническую сущность богатевшей буржуазии (“Виноватая”), взяточничество, карьеризм чиновничества (“Мишура”), душевную красоту крестьянства (“Шуба овечья—душа человечья”), появление новых людей демократического склада (“Отрезанный ломоть”). Первая драма Потехина “Суд людской не божий”, появившаяся в 1854 году, напоминает пьесы Островского, написанные под влиянием славянофильства. В конце 50-х и в самом начале 60-х годов в Москве, Петербурге и провинции пользовались большой популярностью пьесы И. Е. Чернышева, артиста Александрийского театра, постоянного сотрудника журнала “Искра”. Эти пьесы, написанные в либерально-демократическом духе, явно подражающие художественной манере Островского, производили впечатление исключительностью основных героев, острой постановкой морально-бытовых вопросов. Например, в комедии “Жених из долгового отделения” (1858) рассказывалось о бедняке, пытавшемся жениться на состоятельной помещице, в комедии “Не в деньгах счастье” (1859) обрисован бездушный хищник-купец, в драме “Отец семейства” (1860) выведен самодур-помещик, а в комедии “Испорченная жизнь” (1862) изображены на редкость честный, добрый чиновник, его наивная жена и бесчестно-вероломный фат, нарушивший их счастье.
Под влиянием Островского формировались позднее, в конце XIX и начале XX века, такие драматурги, как А. И. Сумбатов-Южин, Вл. Ив. Немирович-Данченко, С. А. Найденов, Е. П. Карпов, П. П. Гнедич и многие другие.
Непререкаемый авторитет Островского в качестве первого драматурга страны признавали все прогрессивные деятели литературы. Высоко ценя драматургию Островского как “общенародную”, прислушиваясь к его советам, Л. Н. Толстой прислал ему в 1886 году пьесу “Первый винокур”. Называя Островского “отцом русской драматургии”, автор “Войны и мира” просил его в сопроводительном письме прочитать пьесу и высказать о ней свой “отеческий приговор”.
Пьесы Островского, самые прогрессивные в драматургии второй половины XIX века, составляют в развитии мирового драматического искусства шаг вперед, самостоятельную и важную главу.
3. Значение Островского в мировой литературе.
Огромное влияние Островского на драматургию отечественную, славянских и других народов, во многом еще неосознанное, требует серьезных изучений. Но творчество Островского связано не только с прошлым. Оно активно живет и в настоящем. По своему вкладу в театральный репертуар, являющийся выражением текущей жизни, великий драматург — наш современник. Внимание к его творчеству не уменьшается, а увеличивается.
Островский еще долго будет привлекать умы и сердца отечественных и зарубежных зрителей гуманистическим и оптимистическим пафосом своих идей, глубокой и широкой обобщенностью своих героев, добрых и злых, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства.
IV. Подведение итогов:
1) Рефлексия;
2) Задание на дом: чтение пьесы «Гроза».
3) Выставление оценок.
Скачать бесплатно конспект урока по русской литературе в 8 классе: «Жизнь и творчество А.Н.Островского»

Видео «Александр Николаевич Островский. Пьесы»

Похожие конспекты и разработки уроков по русской литературе

Разработка "Тема урока по русской литературе в 8 классе: Жизнь и творчество А.Н.Островского" опубликована в рубрике 8 класс — конспекты уроков, Разработки, конспекты уроков в Вторник, Август 5th, 2014 в 10:43.   К записи добавлены такие ключевые слова конспекта(разработки) урока: , , , , , , , , , , , ,   Разработку урока, планирование, конспект добавил: Учитель русской литературы

К записи добавлено: 3 комментария »

3 комментария к методическому материалу “Тема урока по русской литературе в 8 классе: Жизнь и творчество А.Н.Островского”

  1. ромчик прокомментировал(а) этот методический материал по русской литературе:

    Дата комментария: Сентябрь 8th, 2014 at 12:39

    Помогите подготовить доклад на тему жизнь и творчество а.н.островского. Где можно скачать бесплатно?

  2. Мила прокомментировал(а) этот методический материал по русской литературе:

    Дата комментария: Сентябрь 17th, 2014 at 14:55

    жизнь и творчество островского — очень нужно сочинение

  3. Анна прокомментировал(а) этот методический материал по русской литературе:

    Дата комментария: Октябрь 28th, 2014 at 11:01

    Помогите найти еще конспекты уроков по творчеству Островского Александра Николаевича. Я молодой учитель. Скоро нучно будет давать открытый урок. Вот собираю разные разработки, чтобы потом составить на их основе красивый открытый урок. Заранее спасибо.

Оставить комментарий к "Тема урока по русской литературе в 8 классе: Жизнь и творчество А.Н.Островского"

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии.